Борис Грабовский. Пионеры телевидения в Ташкенте. 

    Pioneers of TV in Tashkent 

     Эта страничка о Борисе Грабовском, одном из пионеров  электронного телевидения, который жил в нашем городе. Вклад в развитие телевидения сделали многие известные и не известные  имена и некоторые из них забыты.  В последнее время об этом интересном человеке есть ряд публикаций. Например, интересная статья  опубликована в журнале "РАДИОАМАТОР" №7 за 2004 год.  Наиболее подробно трагичная судьба изобретателя описана в книге Ефима Соломоновича Таубеншлага (Ефимова)  "ЕСТЬ ПРЯМАЯ ВИДИМОСТЬ". Эта книга вышла небольшим тиражом и рассказывает о пионерах телевидения и о типичной судьбе талантливого изобретателя в нашей стране.  

    Отдельное спасибо ! Владимиру Ивановичу Авдееву (U8AI) за предоставленный экземпляр книги. Здесь приведен фрагмент книги. Полную версию ( без иллюстраций ) вы можете скачать здесь.   OCR. UK8AIE. 2002 г. Ташкент.

 This page about Boris Grabovsky, to one of pioneers of electronic TV who lived in our city.

          The contribution to development of TV many known and not have made known names and some from them are forgotten. This book has left in small circulation and tells about pioneers of TV and about typical destiny of the talented inventor in our country. Separate thanks Vladimir Ivanovich Avdeev (U8AI) for the given copy of the book. Here the fragment of the book is resulted. The full version you can  take  here.   OCR. UK8AIE. 2002. Tashkent. 

                                       Есть прямая видимость. 

Тираж 10000 экз. ЕФИМОВ Е.1967. 104 стр. Т. ,Узбекистан

   Давайте перелистаем книгу. Остановим взгляд хотя бы на этих строках: «В лунном окошке, появившемся из хаоса, появились ряды абсолютно ровных горизонтальных черточек. Дэви еще раз повернул ручку - и черточки слились в неподвижный квадрат, как и полагалось по теории». 

    Это было в 1925-м - свидетельствует Митчел Уилсон. Верно, в двадцать пятом. Но, первым повернул волшебную ручку не Дэвид Мелори, парень из амери­канского города. Поворот, заставивший светиться миллионы экранов на всех континентах, совершил другой  юноша — Борис Грабовский. И было это в Ташкенте. Возможен ли спор о приоритете между вымышлен­ным персонажем и реальным человеком? Ведь Митчел Уилсон сочинил роман, в котором приписал своему герою уже совершившееся научное открытие, наделил его найденным ранее решением задачи. Такой прием известен в литературе, и в определенной степени он имеет право на существование. Но если бы появился роман о художнике, написавшем «Ночной дозор», и звали бы его не Рембрандт... Иди о сочинении «Волшебной флейты» композитором, имя которого — не Моцарт... Или об изобретателе фонографа - не Эдисоне... И к тому же если бы творцы этих ценностей — духовных и материальных — по воле писателя сменили свое происхождение, родину... Что тогда?   Следует, очевидно, предположить, что роман Митчела Уилсона, хотя и написанный инженером-физиком, специалистом по электронной технике, — не больше, чем роман, со всеми особенностями, присущими избранному автором жанру. В том числе — с правом автора на вымысел. Художественный вымысел. Что же касается общеизвестных фактов, то автор романа однажды спохватился: «Примерно в тысяча девятьсот девятом году у одного русского по фамилии Розинг возникла верная идея, но то было еще до появления электронных радиоламп», — так описывает историю замысла старший из братьев Мелори— Кеннет. Верно, первый камень в фундамент современного телевидения заложил Борис Львович Розинг, профессор Петербургского технологического института. Но было это не в 1909-м, а раньше. Патентная заявка на предложение использовать электронно-лучевую трубку для приема изображения датирована 25 июля 1907 года. А в 1910-м был готов первый проект системы телевидения. Розинг демонстрировал эту систему 9 мая 1911 года. Впервые в истории, на экране электроннолучевой трубки, было отчетливо видно изображение четырёх параллельных линий.  «Мы первые наткнулись на описание работы Розинга в журнале «Попьюлер мекэникс...», — говорит Кеннет Мелори. 

  «Первые наткнулись». Словно работа лежала — брошенная, забытая на большой дороге... Лучше бы Кеннет сказал: «Первые оценили». Ведь и это немалая заслуга — понять значение новшества, поверить в него и обогатить его своей мыслью. Что и сделал наш земляк Борис Грабовский. В 1924-м он завершил работу над катодным коммутатором. Этот прибор, в котором электронный луч, откликаясь на силы магнитного поля, взаимодействуя с ним, переключает, вводит в действие различные элементы системы, — стал основой многих устройств. В том числе телевизора. Об этом писал спустя два года в ленинградском журнале «Наука и техника» сам Б. Л. Розинг — величайший   тогда    авторитет в основанной    им отрасли науки и техники.Снова листаем роман Уилсона: «В лабораториях эту лампу применяют для сотни различных целей, насколько нам известно, никто еще не додумался исполь­зовать ее так, как мы», -— утверждает Кеннет Мелори. Учитывая оговорку «насколько нам известно», можно не затевать полемику с вымышленным персонажем и его создателем. Но любопытно другое — как совпадает цепь событий в романе и жизни. Светящийся квадрат, неподвижное изображение, проступившее будто сквозь падающие хлопья снега, — все это описано не только в романе, но и в лабораторных журналах Бориса Грабовского. Причем события — и в романе, и в хронике работы Бориса Грабовского — совпадают по времени— год в год.

    И, наконец, самая яркая страница романа: «Удивле­ние вытеснило в нем все другие чувства — на экране появились очертания человеческой руки; пальцы ее были чуть пригнуты к ладони, потом быстро распрямились, и движение это было бесконечно женственным. Рука на экране повернулась, секунду помедлила и исчезла из виду, и снова перед его глазами мерцал пустой экран, и только неудержимо колотилось сердце». Была, была рука. Не подруги Дэви Мелори — Вики Уоллес. Первым изображением, ожившим на телевизионном экране, была рука Лидии Грабовской — подруги Бориса Грабовского. И это    стало   лишь   малой данью   благодарности   рукам и   сердцу замечательной женщины.  

Конец цитаты.

Автор Рубченко Юрий Алексеевич. UK8AIE. При копировании ссылка на hamradio.uz  обязательна. ©

Продолжение статьи:  Грабовский Борис Павлович и его "Телефот".  Мифы и реальность. 

 

Назад
Flag Counter